Инна Кикель

Монтессори-педагог, психолог

Система Марии Монтессори для родителей

Мало кто из родителей да, возможно, и воспитателей задумывается о важности и необходимости именно целостного подхода к развитию детей начиная с раннего возраста. Обычно родителей заботит развитие интеллекта, творческого потенциала, воображения; при этом они зачастую забывают о том, что успех будущей личности зависит в первую очередь от того, какая это будет личность, насколько ей будут присущи воля, терпение, концентрация внимания, развитые эмоции, социальные и моральные чувства.

Всё это можно развить только в комплексе, благодаря целостному подходу к развитию ребенка, если знать периоды особой чувствительности и восприимчивости к определенным видам познавательной деятельности детей. И Мария Монтессори, с ее системой целостного подхода, благодаря глубочайшим знаниям, огромному опыту работы с маленькими детьми может нам в этом помочь, открыв для нас давно забытый мир детства.

Для родителей и воспитателей

Введение

Цель этой лекции – познакомить родителей и всех интересующихся воспитанием детей с системой Марии Монтессори – всемирно известного педагога; дать представление о глубине ее понимания потребностей души ребенка, об открытиях, которые она сделала как выдающийся ученый, врач и педагог, а также о ее уважении к детям, «этим великим труженикам по построению самих себя» (по выражению М. Монтессори).

Имея обширнейший опыт наблюдения, изучения детской психологии и общения с детьми, Монтессори создала систему развития, направленную на удовлетворение насущных, базовых потребностей души ребенка. В настоящее время, к сожалению, эти потребности зачастую не удовлетворяются.

Мы рассматриваем возраст от рождения до 6–7 лет, когда закладывается фундамент будущей личности, предопределяются её успехи и неудачи.

У родителей, как правило, отсутствуют знания о периодах и циклах развития души ребенка и потребностях этих периодов; родителей этому не учат, нет таких методик и обучающих программ на государственном уровне. Существующая система дошкольного образования страдает тем, что развитие, которое предлагается, опирается не столько на потребности развития души ребенка, сколько на некий социальный запрос, который складывается из невежества общества, в том числе и родителей, в отношении этих потребностей, и сомнительных идей чиновников от образования по поводу того, что надо будущему обществу. Кроме того, в нашей системе образования, как и в здравоохранении, отсутствует понимание единства человеческого существа.

Система образования да и домашнее воспитание основаны на том, чтобы вести ребенка за собой в важном и нужном направлении, по представлению педагога. Но, не будучи ориентирована на потребности развития ребенка, эта система построена на борьбе с ним, изнуряющей не только родителей и воспитателей, но и самих детей, создающей им психологические проблемы. Это отбивает у ребенка всякое желание познавать окружающий мир, что является его главной, хотя и не осознаваемой им задачей.

Монтессори же, создав систему целостного подхода к развитию, идя за ребенком, удовлетворяя его потребности, добивалась удивительных результатов. Она говорила, что природа, интуиция, Бог (как хотите назовите) являются внутренними учителями ребенка и нужно только грамотно общаться с ним, не мешая проявлению этой природы.

Но если, не имея представления о потребностях его развития, мы соблазняем ребенка игрушками, игровыми планшетами, всякого рода развлечениями, он перестает чувствовать свои внутренние природные импульсы, и тогда получается то, что получается. И современное состояние общества – это долгосрочные результаты нашего воспитания, так как общество состоит из бывших детей.

Даже работая с далеко не простыми детьми из рабочих кварталов, через интерес Монтессори добивалась дисциплины и послушания, которые, как она открыла, свойственны природе ребенка. Это неоднократно подтверждалось самой Монтессори, а также последователями ее системы во всем мире в течение более cта лет. И это происходит, когда ребенок чувствует уважение к себе и своим потребностям, рано обретает навыки самообслуживания. У него возникает уверенность и чувство самоуважения, что очень важно для будущего успеха личности.

В настоящее время, к сожалению, возросло число людей, живущих с чувством нереализованности, неуверенности, а значит, неудачливых, несчастных. И даже обладание большим количеством денег не является показателем успешности человека и причиной его счастливой жизни. В этом можно убедиться на примерах историй известных и богатых людей, во множестве показываемых на экранах телевизоров.

Ребенок, конечно, не знает о своих потребностях, но чувствует их и проявляет интерес к чему-то. При этом он часто слышит: «не лезь», «не бегай», «не трогай», «нельзя».

Подход Марии Монтессори, ориентированный на природу ребенка и потребности его души, плюс 40-летний опыт работы с маленькими детьми позволили ей создать не методику, а именно систему, стоящую на несколько порядков выше современных развивающих методик, нередко также использующих материалы из развивающей среды Монтессори. Она же на собственном опыте работы с детьми во многих странах мира проверила свои открытия и доказала, что только целостный подход, глубокое уважение к ребенку и его потребностям, свобода ребенка в развивающей среде способны давать удивительные результаты: самостоятельность и концентрацию внимания, дисциплину и послушание, разумность и социальную адаптированность.

Целостный подход к развитию ребенка

Целостный подход в этом вопросе предполагает всестороннее удовлетворение потребностей развития души ребенка.

В настоящее время получили широкое распространение методики раннего обучения чтению, методы раннего интеллектуального развития. Нейропсихологи утверждают, что такое интенсивное одностороннее развитие вредит нервно-психическому потенциалу ребенка и может привести к невосполнимым потерям.

Самым ценным следует считать общее развитие малышей, а для этого нужен целостный подход к развитию личности ребенка, который опирается на понимание его природы, представление о периодах развития его души и тела. При таком понимании, учете интересов ребенка, при отсутствии насилия над личностью важным достижением является получение положительных эмоций, что ценно и само по себе. Монтессори, будучи вдумчивым ученым и имея обширнейший опыт работы с маленькими детьми, получала замечательные результаты не только интеллектуального развития, но и развития всех аспектов личности ребенка, способностей, заложенных в него природой.

В этом, а именно в целостном подходе, главное отличие системы Монтессори от современных развивающих методик, от существующей системы образования. Если цельная, гармонично развитая личность человека включает такие аспекты, как характер, интеллект, воображение, развитые эмоции и моральное чувство, то почему надо отдельно развивать интеллект (или логику – его часть) или воображение, как это иногда предлагается? Целостный подход – система, а не методика, и это ставит ее на голову выше других развивающих методик, не говоря уже о богатейшей научно разработанной развивающей среде.

Одно из открытий М. Монтессори заключается в том, что в природе ребенка заложены дисциплина и послушание и они проявляются вследствие «нормализации» (термин М. Монтессори: ребенок возвращается к норме, заложенной в нем природой); это происходит в результате собственной работы ребенка в среде, которая удовлетворяет интересы развития его души.

В созданной Монтессори развивающей среде для детей в возрасте 3–6 лет есть все условия, чтобы они могли освоить язык, математику и другие дисциплины на уровне начальной школы, получить навыки, необходимые в практической жизни; чтобы маленький человек стал максимально самостоятельным и независимым. Это дает в будущем уверенную в себе и успешную личность.

Но Монтессори не готовит к школе, она готовит к жизни, и освоение языка и математики на таком уровне является не целью, а как бы «побочным эффектом» ее системы, и только при наличии интереса ребенка к такой работе. Хотя в любом случае, в силу своей общей развитости, желания учиться, он будет прекрасно подготовлен к школе.

Созданную ею систему можно отнести к «здоровьесберегающим технологиям», так как ребенок без особых усилий со стороны взрослых, занимаясь тем, что ему интересно, осваивает огромное количество знаний, умений и навыков. Она известна во всем мире более ста лет, прошла проверку временем. В Америке, например, система М. Монтессори переживает вторую волну интереса. В России до 1928 г. эта система развивалась, потом был период забвения (по приказу свыше: идеологически нам не подходила), а после 1990-х гг. она вновь к нам вернулась.

При отсутствии целостного подхода к развитию ребенка, понимания его природы и потребностей души происходит закладывание отрицательных черт характера, возникают психологические проблемы. Об этом говорят и современные ученые.

Когда ребенок рождается, его мозг как биологическая система опережает все другие биологические системы организма. В четыре года объем детского мозга составляет 90% мозга взрослого человека. В этот период, до четырех лет, мозг развивается наиболее активно; формируется нейронная система, определяющая психические функции. По мнению физиологов и психологов, это критический период, когда закладывается фундамент личности. И в это время отсутствие среды развития пагубно сказывается на становлении личности будущего человека.

Потом эта личность до некоторой степени все же разовьется под воздействием внешней среды (окружение, средства массовой информации и т.д.). Но что это будет за развитие? Хаотичное, случайное, малоэффективное. Все это составит архитектуру будущей личности, но от фундамента зависит, какая это будет архитектура, какая личность будет сформирована. Весь сценарий будущей жизни закладывается в возрасте до 6–7 лет.

Приведу пример, описанный в литературе по психологии. В Америке была найдена девочка 13 лет, с раннего возраста изолированная от окружающей среды. С 20 месяцев она была привязана к стулу, не умела говорить, жевать, двигаться. Ее отец не подпускал к ней слепую мать, кормил детским питанием и молоком. Потом ученые занимались ее развитием; к 19 годам она достигла уровня двухгодовалого ребенка, научилась кое-как говорить, ориентироваться в пространстве, но больше не развивалась. Левое полушарие мозга у нее полностью атрофировалось из-за отсутствия среды развития.

В нашем государстве нет программы развития ребенка в ранний период жизни, до четырех лет, опирающейся на природу ребенка. Такая программа должна быть создана и внедрена в сознание общества, семьи и, естественно, в нашу систему образования. Об этом, и вообще о проблемах образования, говорили на видеоконференции «Наука России. Взгляд в будущее» еще в 1996 г. такие ученые, как С.В. Казначеев, А.Г. Щедрина, Б.И. Вершинин, А.Н. Дмитриев, А.И. Субетто, А.И. Мосолов и др. И судя по всему, вряд ли что-либо изменилось с тех пор.

В России в начале ХХ в. существовала наука о целостном детстве – педология (основоположник Оскар Хрисман). Она возникла и начала развиваться в нашей стране из понимания необходимости знания законов природно-биологического развития детского организма, а затем применения соответствующих педагогических методов. Наравне с генетикой и другими науками педология была объявлена лженаукой. И если генетика и другие науки были реабилитированы, то педология так и канула в небытие. Сейчас, видимо, не так важно знать законы природного развития, важнее владеть методами манипулирования сознанием.

С 1928 г. Монтессори-педагогика, тоже опирающаяся на природу ребенка, глубокое понимание потребностей его развития, ушла с нашей «образовательной сцены», хотя до этого, почти 20 лет, был успешный опыт становления этой системы в отечественной дошкольной педагогике. По ней даже занимались дети царя Николая II.

В нашей стране были активные и талантливые последователи системы Монтессори, например Юлия Фаусек; открывались детские сады, работающие по этой системе.

Юлия Фаусек, столкнувшись с этой педагогикой уже в зрелом возрасте (ей было 39 лет), поверив в нее и проверив все возможности системы, что называется, на себе, до конца жизни (а умерла она в 1942 г. в блокадном Ленинграде) оставалась активным сторонником и пропагандистом Монтессори-педагогики в России, насколько это было возможно в то время.

Выдающиеся педагоги прошлого, а также современные (М.П. Щетинин, Ш.А. Амонашвили и др.), как и М. Монтессори, верили и верят в то, что природа ребенка является настоящим учителем, который и ведет его по пути познания мира.

Классик педагогики Генрих Песталоцци (конец XVIII – начало XIX в.) признавался своему другу, что он пишет и считает не очень грамотно, но, опираясь на понимание ребенка и его природы, выработал такой метод, что все его ученики, при разных способностях, добивались успеха.

«Тайна успеха, – говорилось в отчете одной из комиссий, – заключается в том, что здесь стараются помочь только природе и она является настоящей учительницей. При этом способе учитель как бы скрывается за учением… Учитель не является ученикам чем-то высшим, как это обыкновенно бывает, он минуту за минутой проживает с детьми, и со стороны кажется, что не он их учит, а сам с ними учится».

И еще один отзыв о методе Песталоцци: «Его система пригодна для всех времен и народов. Она проста и последовательна, как природа…»

То же самое можно сказать о системе М. Монтессори: она «пригодна для всех времен и народов». Монтессори пошла дальше, расширив и углубив подход с научной точки зрения, изучив природу ребенка и создав специальное научное понятие развивающей среды – замечательной среды для разностороннего развития, где материалы являются предметами-стимулами для ребенка и его работы по саморазвитию. Она называла себя человеком мира, работала с детьми во многих странах, известна во всем мире.

Монтессори-педагогика не форсирует развитие ребенка, но помогает его природе освободить потенциальные возможности, разбудить в нем то, что дремлет. Это не метод раннего развития, который, используя набор приемов и материалов, заставляет ребенка освоить как можно больше навыков, запомнить как можно больше понятий, что зачастую наносит вред его психике и физиологии.

Не форсируя развитие, а просто идя за ребенком и предоставляя необходимое для его развития, Монтессори получала замечательные результаты не только интеллектуальной развитости, концентрации и дисциплины, но и всестороннего развития личности, включая терпение, волю, формирование моральных качеств, социальных навыков.

Одно из определений воспитания: воспитывать – значит дать возможность развития.

Современные ученые, в частности С.В. Казначеев, на упомянутой конференции говорили о том, как происходит закладывание отрицательных черт характера ребенка родителями, если нет понимания природы и потребностей развития его души. Оно начинается с ограничения движений, что представляет для родителей определенные неудобства, в то время как от активных движений (в частности, активности руки) зависит развитие мозга, речи и всего тела ребенка. Но, даже позволяя ребенку многое трогать, надо грамотно подходить к его деятельности, направлять, но не поправлять, следить, чтобы ребенок не получал массу хаотичных впечатлений. Это лучше, чем вообще не получать никаких впечатлений, но и большой пользы не принесет.

Монтессори в своих книгах много внимания уделяла духовной природе ребенка. Современные ученые, отвечая на вопрос, что такое ребенок и его сознание, говорят, что сознание формирует само себя, ребенок духовно богат и держит в голове свет знания. Он обладает особым видом мышления, видит мир в многомерном измерении. Ему надо дать ощутить себя самого, свое единство с миром, дать как можно более широкий взгляд на окружающую среду. От того, насколько ребенок примет этот мир, зависит успех будущей личности. Логическое мышление придет потом.

Наша современная педагогика дает только знание, в ней нет программы развития и не предусмотрена среда развития для раннего возраста, которая была бы сориентирована на потребности развития души ребенка, что искусственно понижает способности человека.

Если нет понимания родителями и обществом важности развития не только знаний, но и воли, эмоций, социальных навыков (а главное, понимания, как это сделать) происходит ограничение развития и, как следствие, закладывание отрицательных черт характера.

С.В. Казначеев говорил о том, что негативный опыт очень значим в формировании личности. Он расписал по годам, когда, в каком возрасте закладываются отрицательные черты характера. Перечислю некоторые:

Феномен мышления ребенка таков (описано в психологии), что в два года он может делать выбор – жить или умереть.

Если у ребенка нет деятельности, которая соответствовала бы его внутренним потребностям, он становится тупым, злым, наблюдаются прочие негативные проявления. Поэтому очень важно знать, какая пища и в какое время нужна для психического развития ребенка. Состояние нашего общества, нынешние проблемы с молодежью – это результат неудовлетворения потребностей развития души человека, ее неразвитости.

Более ста лет назад Монтессори одна из первых поняла, как калечатся души детей, не получая развития. Она начинала свою педагогическую деятельность с умственно отсталыми детьми и, когда довела уровень их развития до того, что они смогли соревноваться в знаниях наравне с нормальными детьми, задалась вопросом: как же надо тормозить развитие нормальных детей, чтобы умственно отсталые, с которыми она работала, оказались на одном уровне с ними? И с тех пор сорок лет она работала с нормальными детьми.

Общаясь с детьми, наблюдая и осмысливая процессы, которые происходят в обществе, Монтессори пришла к выводу, что человеческое общество не могут изменить ни самое замечательное правительство, ни самые замечательные законы, если оно, общество, состоит из недоразвитых членов (в том числе морально недоразвитых).

Как в детстве закладывается основа всех будущих успехов и неудач личности, так в детях в целом закладывается успешная и неуспешная деятельность всего общества в будущем. От того, какое развитие получают дети, зависит успех развития общества или его деградация. И часто родительским невежеством подготавливается почва для выращивания того зла, тех «монстров», которых мы потом можем наблюдать в душах взрослых и, как принято говорить, зрелых людей (хотя эта так называемая зрелость не соответствует действительности). Как считают психологи, подавляющее большинство людей имеют психологические проблемы (особенно в нашей стране) и застряли в своем душевном развитии на уровне подростков и даже ниже. На эти проблемы прекрасно ложатся и алкоголь, и сигареты, и наркотики, и много других пороков нашего общества.

В свое время Монтессори отмечала: «Дети – слабые человеческие существа, живущие среди сильных, они не поняты, их потребности не приняты в обществе взрослых, и это таит в себе бездну непредвиденного зла». Именно это мы и наблюдаем сейчас. С тех пор, когда это было сказано, мало что изменилось. И еще она писала: «Способствовать пониманию детей, работать для защиты их прав – это было целью моей жизни».

На границе двух космических эпох – закончилась одна, наступает другая – появляются дети нового уровня сознания, более высокого, творческие и свободолюбивые. К ним не подходят старые, командные методы воспитания. Поэтому исследования М. Монтессори очень важны для понимания таких детей и помощи в их развитии. Это было оценено: она дважды выдвигалась на Нобелевскую премию.

В середине ХХ в. Монтессори, уже очень известный и уважаемый (и не только в Европе) педагог, писала в правительства многих стран, что надо менять системы образования, ибо они не ориентированы на ребенка, не удовлетворяют потребности развития его души.

Монтессори-педагогика предполагает отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности со своими собственными сроками развития и способами освоения окружающего мира. Она исключает авторитарное давление на формирующегося человека, основана на вере в природу ребенка и ориентируется на самостоятельную, свободную, активную и гармоничную личность, в будущем способную, совместно с другими такими же личностями, позитивно влиять на развитие нашего общества. Монтессори утверждала, что, если бы удалось воспитать хотя бы одно поколение в этих идеях, мир бы изменился. «Детство – это очень важный период, – писала она. – если мы хотим привить людям новый образ мыслей, действительно стремимся улучшить условия жизни людей, поднять их уровень культуры, то ребенок поможет нам достичь этой цели. Ребенок может изменить облик человечества, поскольку сам же его и создает».

Важность целостного подхода к развитию личности ребенка можно оценить, сравнивая с целостным подходом, например, в медицине. Когда человек, его здоровье, рассматривается в целом, начиная с психологии, гораздо эффективнее лечатся хронические и так называемые неизлечимые заболевания. Гомеопатия, аюрведа (древняя наука о здоровье), тибетская медицина и другие древние методы являются самыми грамотными и поэтому самыми эффективными методами лечения. Здесь есть понимание, что заболевание одного органа – это выход из равновесия всего организма, поэтому лечить надо организм в целом.

Думаю, для всех очевидно, что такой подход наиболее эффективен. А наша современная медицина, аллопатия, зачастую создает «хронику» своим подходом, леча один орган, блокируя заболевание. Подход к человеку как к машине: сломался мотор – чиним мотор, заболело сердце – лечим сердце. Заблокированное заболевание может вновь обостриться, или проблема проявится в другом месте. Но для врача, наверное, это уже неважно, так как он получает зарплату за лечение болезней, а врачу аюрведы раньше платили за здоровье, предотвращение заболеваний.

В этом смысле целостный подход имеет важное, решающее значение и в воспитании ребенка.

Личность развитого человека помимо интеллекта включает следующие аспекты:

Из этих качеств состоит личность как взрослого, так и ребенка (только у ребенка все это в зачатке), и они должны быть развиты с грамотным подходом, с пониманием потребностей души ребенка.

При этом чтение нотаций, поучения, запугивание, командный тон в общении с ребенком не способствуют воспитанию, а только создают психологические проблемы. Распространение таких «методов» воспитания – проявление невежества общества в отношении природы ребенка, способов развития его личности. Эти устаревшие методы не работают, а те, кто их применяет, просто душевно калечат детей, провоцируя развитие болезней не только психики, но и тела.

Сейчас, когда наше общество, живущее по антивселенским законам, дошло до крайней степени невежества в отношении законов тонкой реальности, когда все разваливается – и экономика, и образование, – очень важно людям понимающим объединяться, распространять знания о высших законах, которые управляют нашей жизнью. Что мы можем изменить без знания законов? Ничего. Судьба человека тесно связана с тем, насколько он следует этим высшим законам. События нашей жизни указывают на закономерности. Если мы это не признаем, если будем думать, что все в нашей жизни происходит случайно, тогда нет смысла даже пытаться что-то изменить и что-то делать.

Все это касается и воспитания детей. Обратимся к теории, проверенной временем, многими педагогами, подтвержденной моим собственным опытом работы с детьми. «Теория нужна для того, чтобы сформировать в сознании «глаза знания», развить правильное понимание вещей. Сквозь призму такого понимания мы можем увидеть тонкие, скрытые от большинства людей, закономерности функционирования человеческого организма и общества. Если не будет теории, у нас не будет «глаз», чтобы усмотреть все эти закономерности», – утверждает известный специалист в области аюрведы О.Г. Торсунов.

Если мы не знаем законов развития человека, тем более не хотим их знать, воспитываем детей в невежестве, – потом будем страдать от «монстров», которых сами же и вырастили и которых время от времени нам показывают по телевизору.

Итак, вернемся к нашему ребенку.

Монтессори пишет: «Мы так же мало способны создавать внутренние качества человека, как и внешние формы его тела. Природа, творческие силы природы управляют всем. Если это так, то прежде всего необходимо не ставить преград естественному развитию. И вместо стольких отдельных проблем – как помочь развитию характера, интеллигентности, чувств, выступает как основа всего воспитания одна задача: как оставить ребенка свободным». И далее: «Свобода – единственное средство, которое всегда ведет к наиболее полному развитию характера, ума, чувств и дает воспитателю возможность спокойно наблюдать "чудо роста"».

Свобода – далеко не вседозволенность; это искусство, которым должен овладеть человек, воспитывающий ребенка. Имеется в виду свобода «нормализованного» ребенка в развивающей среде – об этом неоднократно говорила Монтессори.

В той развивающей среде, которую она предлагает и которая является для ребенка стимулом, не всё его интересует в равной степени, как, впрочем, и в окружающей жизни. Душа пришла с каким-то опытом, и ребенок находит то, что необходимо ему для целостного восприятия мира. Восприятие вырастает в его голове в стройную, гармоничную систему, и с точки зрения этой гармонии он в дальнейшем оценивает и отсеивает неприемлемое для себя при помощи сложившегося ясного ума.

Ребенку дается возможность познания конкретных понятий: длины, веса, запаха, вкуса, цвета, объема и т.д., и уже на базе этих конкретных понятий строятся все остальные понятия материального мира, развиваются воображение и творчество.

Воображение

Взрослым кажется, что, рассказывая небылицы, они развивают детское воображение, однако, по мнению не только Монтессори, но и других ученых, например русского педагога Петра Каптерева, это лишь формирует искаженное представление о мире, которое иногда и составляет основу детской лжи. Карл Юнг предлагает отличать умную фантазию от глупой, Л.С. Выготский в этом с ним сходится.

Монтессори указывает на то, что небылицы, которые мы рассказываем детям, являются не порождением их воображения, а продуктом чужой, и иногда больной, фантазии. Она напоминает, что признаком взросления ребенка справедливо считается его умение отделить вымысел от реальности. Так стоит ли препятствовать взрослению ребенка, навязывая ему вымысел?

В связи с этим Монтессори и волшебные сказки предлагает давать читать детям позже, когда они освоили реальность: реальные предметы и события. Поэтому я думаю, что будет лучше, если дети сначала хорошо узнают настоящих зверушек, а потом увидят говорящих в мультике.

Теперь по поводу творчества детей.

Исследования Ж. Пиаже и более поздние показали, что дети четырех и даже семи лет испытывают трудности с отделением видимости от реальности. Поэтому стремление развить детское воображение представляется сомнительным. Это может стать попыткой навязать ребенку нереалистическое представление об окружающей его действительности.

Монтессори видит в детских фантазиях желание уйти от проблем реального мира. Срабатывает защитный механизм, и ребенок придумывает мир, в котором ему комфортнее, чем в реальности. А это, несомненно, отклонение в развитии, которое нужно компенсировать. Она не отрицает положительную роль воображения. Вопрос для нее только в том, на чем основано воображение, какие формы и в каком возрасте принимает. Воображение должно базироваться «на первичном интеллектуальном материале, собранном, прежде всего, из окружающей среды посредством органов чувств».

Монтессори пишет: «Наша обязанность – заботливо питать душу ребенка, ухаживать за его внутренней жизнью и ждать его проявлений. Если творческое воображение проявится поздно, значит, раньше ум еще не созрел для творчества». В этом глубокое уважение к ребенку и его природе.

Если в дошкольном детстве основной упор Монтессори делает на знакомство ребенка со свойствами окружающих его предметов и способами взаимодействия с ними, то в школьный период, начиная с шести лет, она предлагает всецело опереться на детское воображение, которое основано на реальных представлениях о мире, заложенных в дошкольный период.

«Способность воображения постоянно существует, независимо от того, есть ли для воображения солидное основание и материал для творчества. Но когда воображение не исходит из действительности и жизненной правды, оно не сознает великих творений, а рисует узоры, затемняющие сознание», – утверждает Монтессори.

Воля и развитие социального чувства

Воля – не просто импульс к движению, но акт высшего порядка, сознательное направление движения. Без совершения какого-либо действия не может быть проявления воли. Тот, кто хочет сделать что-нибудь хорошее и не делает, не проявляет никакой воли. Недостаточно думать и желать, в счет идет только действие.

В начале своей жизни ребенок – импульсивное, неуравновешенное существо, в отличие от взрослого. Импульсы и сдерживающие начала еще не установили взаимного равновесия в его личности. Отсюда возникает необходимость как можно раньше ввести активные упражнения, способные установить «консенсус». И здесь самое важное – не вырастить маленького «джентльмена», а стремиться к тому, чтобы ребенок упражнял свои волевые возможности и как можно скорее научился координировать импульсы с задерживающими моментами. Ребенок должен действовать в среде других детей и упражняться в гибкости воли на действиях обыденной жизни.

Со временем ребенок учится уважать работу других; не вырывает желаемую вещь из чужих рук, а терпеливо дожидается, когда ее можно будет взять; привыкает ходить, не задевая товарищей, не наступая им на ноги, не опрокидывая стульев. И только тогда он приобретает способность организовывать свою волю, приводить в равновесие импульсы и сдерживающие элементы. Таким образом создаются зачатки социальной жизни. Это невозможно, если держать детей в неподвижности, посадив их за столы или парты. Лишь при действительной жизни, свободе взаимоотношений можно определить границы индивидуального существования и приспособить границы одной жизни к границам другой.

Таких результатов добивалась Монтессори при своем индивидуальном подходе, в то время как наши коллективно воспитанные дети вырывали друг у друга игрушки, дрались и т. д., что продолжает происходить и сейчас. На ее занятиях создавались такие условия, при которых без специальных бесед о нравственности и других воспитательных приемов маленький человек становился терпеливым и деликатным.

В среде Монтессори каждый материал намеренно дается в единственном экземпляре. Для ребенка, воспитанного в этой системе, характерно то, что он осторожно обходит коврик другого работающего ребенка. Уже в таком возрасте развивается чувство уважения к личности другого, к его личному пространству. В нашем постсоветском обществе это очень актуально: у нас, как нигде, «вопиет» неуважение к личности человека. Вас могут оскорбить на улице, в транспорте совершенно незнакомые вам люди.

Основное качество воли – постоянство; без постоянства жизнь представляла бы собой серию отдельных эпизодов, хаос. Когда постоянство охватывает все аспекты личности индивидуума полностью, все его чувства и направление идей, – это и есть характер, одна из его главных черт (ибо непостоянство – отсутствие характера). Это чрезвычайно ценное качество в социальном отношении, а также для успешной жизни самой личности.

Малыш, который проявляет упорство в каких-либо упражнениях, работает со вниманием и сосредоточенностью, что нередко для «нормализованных» детей в развивающей среде, превращается в человека постоянного, с характером, обладающего многими ценными человеческими свойствами. Поэтому работа важна не сама по себе, но как средство для создания внутренней жизни человека. Если мы прерываем занятие ребенка в такой момент, когда он увлечен работой, чтобы научить его чему-либо другому, как нам кажется, более важному, мы смешиваем средства и цели, губим человека попусту.

Монтессори придавала большое значение формирующим упражнениям для развития воли путем развития всех ее механизмов.

Мышление

«Уметь различать характерные черты мышления, помогать развитию мышления – это значит группировать, приводить в порядок образы сознания.

Сенсорные материалы (материалы на развитие чувствительности), представленные в развивающей среде, дают возможность ребенку различать и классифицировать», – пишет Монтессори.

Помогая детям во всем, мы мешаем их развитию. Если же воздерживаемся от руководства каждым шагом ребенка, освобождаем его от влияния нашей личности и помещаем в подходящую для него обстановку, среди вещей, способствующих развитию, мы предоставляем ребенка его собственному мышлению. Когда ребенок моет руки, подметает комнату, накрывает на стол, ухаживает за животными и при этом сам выбирает подходящий для него материал и работает с ним: сравнивает, различает, исправляет собственные ошибки – всё это является причиной внутреннего роста, силой, толкающей его вперед, а приобретаемые навыки формируют характер. Это педагогика саморазвития.

Мы оставляем ребенка собственному мышлению, а не инстинктам, под которыми понимаются, как правило, животные инстинкты. Самоупражнение – это механизм, приводящий в движение другой механизм – интеллект. Невозможно, чтобы кто-то это сделал за нас.

Еще один важный аспект системы Монтессори заключается в том, что здесь с раннего возраста закладывается контроль над собственным мышлением. Если наше общество не оценит важность этого, то результаты развития цивилизации будут становиться все более плачевными.

В настоящее время, и это касается всего человечества, у подавляющего большинства людей мышление стало деструктивным, навязчивым, больше создающим проблемы, чем их решающим. В наших головах крутятся 90% повторяющихся мыслей, происходит мгновенное категоризирование, комментирование, интерпретирование ситуации или поведения какого-то человека, мысли о прошлом или будущем, которые могут вызывать страхи всякого рода, сожаление, гнев и другие негативные чувства. Нам трудно освободиться от какой-то навязчивой мысли, порождающей страх, желание и т. д. А это уже начальные признаки шизофрении.

То, что происходило с человечеством в XX – начале XXI в., что происходит на Украине и в других странах мира, – все это результат усугубления коллективного безумия человеческого мышления на данном этапе его развития. А потому так важно учиться быть хозяином своих мыслей. И естественно, наиболее эффективно это получится, если начать с детства.

Людей, овладевших собственным мышлением, к сожалению, не так много, и это, как правило, успешные, контролирующие себя люди. Они разумны, способны услышать свою интуицию, свои природные импульсы (не инстинкты). Это люди, направляемые свыше божественной силой.

Вся система Монтессори ориентирована на защиту душевных сил ребенка, чтобы он в своем выборе руководствовался этой силой, своей интуицией. В современном обществе дети, рождаясь, только первые несколько месяцев и все меньше и меньше лет живут в соответствии со своей природой. Их тела, двигательная активность формируются этой силой, и, слава Богу, мы еще не научились вмешиваться в процесс на этой стадии развития.

В дальнейшем, когда ребенок начинает говорить, мы своим контролем, указаниями, соблазнами разного рода (теперь кроме мультиков появились еще и планшеты с играми) быстро выдергиваем их из этой зоны покровительства свыше, зоны слышания своих внутренних импульсов. А в результате имеем гиперактивность, пассивность, страхи, неспособность к концентрации, упрямство, притворство и т. д., что характерно для деструктивного мышления.

В группе Монтессори после индивидуальных занятий есть общее занятие «на круге», когда с детьми, собравшимися на нарисованном на полу круге, проводят различные динамические упражнения, пальчиковую гимнастику, знакомятся, обсуждают что-то важное. И одно из этих занятий «на круге» – «уроки тишины», когда дети две-три минуты сидят тихо с закрытыми глазами (по желанию), прислушиваясь или к биению своего сердца, или к дыханию, или к звукам в комнате, или к звукам снаружи. Затем могут обсудить то, что услышали.

Это упражнение, при всей своей кажущейся простоте, очень ценно и при регулярном, достаточно частом применении приводит к овладению умом, его успокоению, контролю над мышлением в дальнейшей жизни. И ребенок становится гораздо спокойнее, особенно если такое упражнение повторять несколько раз в течение дня. Его легко можно проводить в домашних условиях.

Воспитание морального чувства

Человек не станет нравственным, заучивая на память правила морали и случаи их применения: память может изменить, когда им овладевает страстное желание. Преступники, как правило, хорошо знают законы, но все же их нарушают. Нормальные люди, даже если не знают законов, действуют в соответствии с ними, потому что их поступками руководит внутреннее чувство. Поэтому моральное воспитание, как и умственное, должно базироваться на чувстве и строиться из него, если мы не хотим направить детей по пути заблуждения, лжи и мрака.

Мы, родители и воспитатели, должны быть для ребенка тем же, что предметы-стимулы в развивающей среде, работать над собой, над своим нравственным богатством, чтобы стать достойным примером.

Со дня рождения в ребенке есть любовь. А в том, кто любит даже какой-то предмет, есть чувство, способное к восприятию впечатлений. Ребенок, узнавший материнскую любовь и помощь, обладает этим внутренним чувством, которое делает его способным любить.

Люди, лишенные морального чувства, совести, похожи на животных, у которых нет инстинкта самосохранения, что является нонсенсом; это безумцы, стремящиеся к саморазрушению. Поразительны инстинкты самосохранения у животных. Перед землетрясением, например, они проявляют признаки возбуждения. Природа не одарила человека такими инстинктами. Только с помощью разума и чувствительности своей совести к дурному и хорошему он защищает себя от осознанных опасностей. Если человек теряет этот светоч, который ведет его к лучшему, – перед ним глубокая пропасть. О неосознанных опасностях нас могла бы предупредить наша интуиция, если бы мы хоть иногда находились в тишине, вне привычного процесса мышления: беспрестанно повторяющегося потока пустых мыслей.

Жизнь в том, кто живет и чувствует. Именно чувство толкает нас к самосовершенствованию. Люди, у которых не развиты соответствующие чувства, не могут наслаждаться прекрасным (музыкой, природой); они склонны к грубым, примитивным удовольствиям.

Ученым известно, что возможности мозга современного человека используются примерно на 10%. Эти 10% – конструктивное мышление, остальные 90% – мышление пустое, повторяющееся, навязчивое, мысли о прошлом или будущем, о себе, о ком-то или о некой ситуации. Это мышление, как правило, оценочное (зачастую осуждающее) или комментирующее.

Чувства, чувствительность имеют непосредственную связь с мозгом. И я думаю, если с раннего возраста развить у человека все виды чувств: обоняние, осязание, слух, зрение (утончение), музыкальный слух, барическое чувство (чувство веса), стереогностическое чувство (чувство объема) и т. д. – в нашем мозге появится гораздо больше стимулов для конструктивного мышления, анализа и он будет задействован если не на 100%, то намного ближе к этому, чем сейчас.

В группе Монтессори при занятиях «на круге» дети выполняют специальные упражнения на развитие социальных навыков:

Эти упражнения способствуют развитию социального или морального чувства (очень близкие понятия). Вырабатываются определенные навыки жизни в обществе, которые в дальнейшем сослужат ребенку, а затем и взрослому, неоценимую службу.

И в заключение еще одно высказывание Монтессори:

«В настоящее время ребенок пользуется только физической свободой, и в духовном отношении ребенку должна быть предоставлена свобода (для нее должны быть созданы условия). Потому что не мы, а природа-творец формирует его душу, так же как и тело.

Но это не значит, что ребенка надо оставлять без внимания и всякого ухода. Если нет возможности непосредственно влиять на индивидуальные особенности характера, ума, чувств, то существует все же ряд обязанностей и забот по отношению к ребенку, которыми мы не имеем права пренебрегать, потому что от них зависит жизнь или смерть духовных сил ребенка.

Свобода ребенка не значит заброшенность. Как раз наоборот: правильное понимание свободы ставит на место наших фантазий реальные нужды детей и приводит к настоящим и действительным заботам о детях».

Только целостный подход, опирающийся на природу ребенка, на понимание потребностей развития его души, способен выявить в будущем человеке его эволюционную задачу, его предназначение в жизни, чтобы в дальнейшем эта личность могла реализоваться. А реализовавшийся человек счастлив и доволен своей жизнью. Этого так не хватает в нашем мире для успешного развития человеческого общества.

Поэтому важно в раннем детстве грамотно отнестись к воспитанию ребенка, выявить его природу, создать фундамент будущей успешной личности. И для этого необходимо понимание и целостный подход, в чем незаменимую помощь могли бы оказать научные исследования Марии Монтессори и система, созданная этим замечательным педагогом.

Если вы осознали то, о чем я рассказала, вы наверняка выделите систему М. Монтессори из целого ряда, возможно, неплохих методик раннего развития. В них иногда используется Монтессори-материал; группа, где занимаются развитием детей, может называться Монтессори-группой, но если вам заявляют, что детей готовят к школе или могут быстро научить читать и считать, то, по сути, это будет вольная или невольная профанация системы Монтессори. Если же говорят, что ребенка готовят к жизни, а обучение письму, чтению или освоение программы начальной школы происходит параллельно, – на эту группу стоит обратить внимание.

И еще: система Монтессори – это не метод раннего развития, хотя дети в результате ее применения оказываются очень развитыми.

Ребенок до шести лет.
Периоды и потребности развития

И далее: «С помощью этой «пищи», поскольку она отвечает внутренней потребности, ребенок развивает в себе сложную организационную активность, упражняет ум и развивает качества, которые считались раньше недоступными натуре маленького ребенка, как, например, терпение, постоянство в работе, послушание, кротость, привязанность, искренность, приветливость – эти качества мы обычно разделяем по разным категориям и думаем, что их нужно развивать непосредственно в каждом человеке, хотя, на самом деле, не имеем понятия, как это делать.

Для этого как раз необходимо предоставить полную свободу самостоятельному развитию ребенка: важно, чтобы никакое неуместное вмешательство не нарушило мирного раскрывания психики: ведь мы оставляем в покое тело новорожденного, чтобы оно могло спокойно усваивать получаемую пищу и расти».

Труд воспитателя в этом случае требует не пассивного ожидания, а неустанного поиска способа помочь ребенку в движении к саморазвитию. Это нелегкий, но радостный и творческий труд.

Работая с детьми, изучая их природу, внимательно и с уважением относясь к этим «великим труженикам», Монтессори открыла сенситивные периоды. Это периоды особой чувствительности или определенного рода увлечений тем, что ребенка окружает. Мы не можем влиять на эти периоды, начать или прекратить их (например, ребенок начинает лепетать). Энергия жизни наполняет ребенка, он подчиняется не взрослому, а своему внутреннему учителю. Заинтересованность в чем-то определенном помогает ему сосредоточиться на самом важном, что нужно в данный момент для развития его личности.

По мере того как ребенок развивает нужное качество или навык, он теряет интерес к этому и переходит к другому. Как только ребенок находит то, что ему нужно, он радуется и успокаивается, может часто, подолгу и сосредоточенно заниматься этим. Нельзя прерывать его занятие, так как этот момент концентрации очень важен, через него происходит «нормализация» ребенка, уходят его психологические проблемы.

Сенситивные периоды могут длиться долго, могут пройти быстро (для каждого ребенка индивидуально), но они необходимы для умственного и физического развития детей. (Пример: девочка рассыпала шпильки и потом, в течение недели, рассыпала и собирала их… И прекратила, как только выработала навык захвата, примерно через неделю.)

Мы, родители и воспитатели, должны знать об этих периодах развития физического тела и ума ребенка, обязаны удовлетворять его нужды. Например, пик сенситивного периода порядка наступает в среднем в три года (период от 0,5–1 года до 4 лет). Если вовремя дать малышу понимание порядка, он все будет ставить на свое место, даже если его отец все разбрасывает. Но если это упустить, то трудно или почти невозможно приучить ребенка к порядку.

Независимая жизнь ребенка часто не признается взрослыми, и они воспринимают его повторяющиеся действия как нечто, что надо исправить или переключить внимание на что-то, что им кажется более важным. Это неверное понимание нужд ребенка приводит к борьбе между ним и взрослым, и поэтому работа воспитателя, учителя считается трудной и нервной. А соратница Монтессори, Элизабет Каспари, прожила 102 года и работала с детьми до конца жизни.

Если следуешь за ребенком, понимаешь его, это приносит колоссальное удовлетворение, а не нервное расстройство. И это не пассивное ожидание, а творческий труд, поиск ходов, которые помогли бы ребенку в движении к саморазвитию.

Во внешней деятельности ребенка проявляются его внутренние потребности. Основа метода М. Монтессори – обеспечение соответствия между внутренней и внешней жизнью ребенка. Если энергия, которая течет через ребенка, не получает творческого выхода и он не находит в окружающей среде того, в чем нуждается его душа, это может вызывать вспышки гнева, раздражения, страха и другие негативные проявления.

Важно понять, что развитие ребенка индивидуально, у всех детей интересы разные, и мы должны уважать это, уважать их интерес к взаимодействию с определенными предметами. Это выражение индивидуальности ребенка, выражение того, кем он является. В детях происходят потрясающие перемены, когда они выражают свой собственный интерес, демонстрируют различные навыки. Каждое умелое действие помогает росту силы и уверенности в себе, приводит ребенка в состояние покоя и радости. Благодаря этому происходит духовное развитие человека.

Поэтому так важно изучение не только периодов развития детей, но и периодов способности к восприятию (впитыванию) различных внешних аспектов жизни, к выработке определенных навыков и разного рода умений, – сенситивных периодов.

Еще одно из открытий, которое сделала М. Монтессори, – это впитывающий ум ребенка.

Концепция впитывающего ума предполагает обучение, не требующее усилий, когда ребенок вбирает в себя то, что видит и слышит. Он строит себя из того, что находит в своей среде, – и плохого, и хорошего. Если до семи лет вокруг ребенка все гармонично, то из него будет исходить гармония.

Процесс развития души ребенка Монтессори разделила на стадии. Мы рассматриваем возраст до шести лет; это стадия впитывающего ума. Она включает два периода:

В эти периоды особой чувствительности дети проявляют следующие качества:

В среде Монтессори, одновременно с процессом впитывания чувственной информации (цвет, длина, вес, объем, шершавость, размер и т. д.), идет процесс ее изучения, различения и упорядочения. Происходит сортировка впечатлений в мозге, и это делает ум ребенка ясным. Ясное мышление связано с упорядочением понятий, если нет четких понятий – нет логики.

В период от 0 до 3 лет ребенок проделывает такую работу, на которую взрослому понадобилось бы 60 лет. В этот период:

В период 3–6 лет ребенок прорабатывает то, что приобрел в первые три года. В этот период важно предоставить ему изолированную социальную среду в безопасном окружении, где у него есть свобода выбора. Психический рост наступает в результате организации психической жизни. Упорядочение внешних условий, состоящих из стимулов, приводит в известный порядок хаотичный внутренний мир ребенка, и далее его деятельность в мире внешнем становится упорядоченной.

Сенситивные периоды очень приблизительны и, как уже было сказано, для каждого ребенка индивидуальны.

Усвоение языка – один из самых длительных сенситивных периодов:

Когда наступает сенситивный период языка, ребенок впитывает его как целое. Его звуковой аппарат настраивается на произношение звуков языка, который он слышит. И эта настройка, эта способность к усвоению услышанного в детстве сохраняется в течение всей жизни.

Другие периоды:

6 месяцев – 4 года – период порядка.

Это один из самых важных сенситивных периодов, пик – в 3 года. Ребенок нуждается в порядке для своего умственного развития, в определенных ориентирах, и, если это нарушается, он может испытывать стресс или страх.

Порядок должен быть двух видов:

Наблюдая за спонтанной деятельностью ребенка, его реакцией, можно определить, в каком сенситивном периоде он находится. Чтобы не прервать цикл его внутреннего развития, мы должны действовать мудро, не мешая и не прерывая, должны помочь ребенку удовлетворить свои потребности. Он сам начинает показывать, что ему нужно.

Подготовка учителя и развивающей среды

До начала занятий с детьми Монтессори-педагогика предполагает решение двух задач:

То и другое одинаково необходимо, чтобы получить успешные результаты.

По мнению Монтессори, развивающая среда должна стать местом, где ребенок живет и чувствует себя свободно. Это свобода внутреннего роста. Весь его организм: физиология, вегетатика, двигательные функции – нуждается в наилучших условиях для развития. Поэтому такая среда должна быть подготовлена. Если мы говорим о домашних условиях, то у ребенка должны быть места, где можно расположить развивающие материалы (их не должно быть много), его личные вещи c полочками и крючочками по росту. В других местах, безопасных для ребенка, тоже могут быть размещены какие-то материалы или предметы для его деятельности (например, в ванной комнате или на кухне).

Наиболее полное удовлетворение его потребностей, наилучшие результаты могут быть получены в правильно построенной среде в соответствии с системой Монтессори, в группе, работающей по этой системе. Но даже если вы «по минимуму» обустроите такую среду дома, будете понимать потребности ребенка, грамотно с ним общаться, вы многого достигнете. И главное, поможете ему в развитии, не создав психологических проблем, что зачастую и происходит от нашего неведения.

И еще важно: чем раньше вы начнете, тем лучше, тем в большей степени работа по саморазвитию станет образом жизни ребенка. Ему очень сложно услышать свою внутреннюю потребность, своего внутреннего учителя – природу, если с раннего детства он посажен на игрушки, «развлекалки», мультики и другие «прелести» нашего «детского мира». Ребенку трудно удержаться от обаяния этих красивых вещей, в их разнообразии и мелькании он перестает слышать свои внутренние потребности, начинает жить внешней жизнью. Его внимание перескакивает с одной вещи на другую, почти ни на чем не задерживаясь. И в домашних условиях бывает очень нелегко вернуть интерес ребенка к его внутренним потребностям. Это бывает возможно только в группе Монтессори, где соблюдены все принципы, а не там, где просто используют ее развивающие материалы. В группе, в которой минимум 9–12 работающих «нормализованных» детей, создается некая аура, или, проще говоря, атмосфера, которая заставляет «новеньких» детей обратить внимание на материалы и начать с ними работать.

Подготовка учителя

Сначала посмотрим, как подготовить себя, родителя-учителя. Мы, как правило, и являемся для наших детей самыми первыми учителями. Интересно, что на школьного учителя или инженера, который может создать хорошую машину, надо учиться лет пять, а на родителя, чтобы вырастить и воспитать хорошего, успешного человека, учиться совсем не обязательно. Подумайте об этом.

Вот что Монтессори писала о работе учителя: «Я уверена, что основная задача учителей, людей, занимающихся обучением, – защита внутренних сил ребенка, чтобы направлять их, не мешая их расширению, чтобы помочь человеку установить связь с внутренним существом… Наша истинная цель – освобождение Духа. Мы ничего не добились, если не смогли дать свободу Духу».

Обычно неинтересно, скучно заниматься тем, в чем мы не разбираемся, чего не понимаем. Мы всеми способами стараемся уйти от этого, сказаться занятыми (даже бессознательно). Но совсем другое дело, когда мы знаем нечто, ориентируемся в этом. Здесь мы чувствуем себя уверенно, нам хочется заниматься этим, находиться там, где нам все понятно и комфортно. Здесь мы владеем ситуацией.

Так и с общением и занятиями с детьми. Не потому ли родители, у которых взаимоотношения с детьми складываются непросто, бессознательно пытаются отдать своих чад на воспитание бабушкам и няням? Я не имею в виду тяжелое финансовое положение, когда мама вынуждена работать.

Монтессори в свое время замечала: многие видят, что делают дети, но зачем и что с ними происходит, не понимают. И поэтому детям не дается необходимое. «Капризных детей нет, есть дети, которых не понимают родители», – утверждала она. Если ребенок здоров, он спокоен.

Поэтому я призываю вас изучать потребности ваших детей, чтобы удовлетворять их. И постарайтесь стать для них настоящими учителями. Монтессори говорила, что, когда в учителе загорится интерес к духовным проявлениям ребенка и он почувствует искреннюю радость и безграничное желание наблюдать за ним, тогда он начнет превращаться в настоящего учителя, пройдет посвящение в учителя. Я хочу побудить вас к занятиям со своими детьми, к собственным наблюдениям и размышлениям. И тогда в вашем труде на вас снизойдет чудесный дух Монтессори-педагогики. Истина пронзает глубоко. Одно дело обладать теоретическими знаниями, и совершенно другое – испытать и глубоко прочувствовать истину самому.

Нам необходимо развить свое сердце, чтобы по-другому взглянуть на ребенка, смирить свою гордыню и суметь учиться у ребенка. Контроль и недоверие к детям – от эго и гордыни. В маленьком теле может быть взрослая душа.

В чем же заключается искусство наставника, учителя? Оно заключается в следующем:

Каждый педагог должен взять за правило следующие советы:

В отношении разделения чувств папы особенно часто «грешат»: «Что ты ревешь – ты же будущий мужчина!» (неприятие чувств). Можно сказать: «Очень больно и обидно, когда падаешь (приняли и разделили). Давай постараемся не плакать, как это делают мужчины, когда больно».

Принятие таких чувств, как упрямство, гнев, страх, так же значимо для духовного роста, как и принятие чувств радости, удовлетворения, гордости и любви. Принятие чувств детей гораздо в большей степени, чем подавление, помогает им узнать себя. А дети, которые знают себя лучше, способны управлять своим поведением.

То, что принимаются все чувства, не значит, что принимается любое поведение. В некоторых случаях оно неприемлемо, потому что может мешать учебе или свободе другого ребенка. Поведение может быть конструктивным или деструктивным. Ребенок имеет право сердиться, он нуждается в поддержке взрослого, чтобы признать и подтвердить свое чувство: «я сердит». Далее требуется поддержка взрослого для выбора конструктивного выражения этого чувства, определения причины и поиска решений. Пример деструктивного выражения чувства: выйти из себя, ударить (иногда невиновного). Отделяйте ребенка от его проблемы: не «ты плохой мальчик», а «ты плохо себя ведешь». Ребенок, чьи чувства подтверждены и уважаемы, чувствует себя понятым и значимым, а значит, счастливым;

Поддерживайте ребенка, но старайтесь воздерживаться от похвал (хотя бы не захваливайте). Поддержка (или признание) отличается от похвалы тем, что похвала – это отношение «начальник – подчиненный», признание же демонстрирует отношения равноправия. Под равными отношениями понимается, что дети и взрослые равно значимы. К чувствам и правам детей дóлжно относиться с уважением, так же как и к правам взрослых. Простые действия в виде улыбок, восклицаний, жестов, подмигиваний могут быть поддержкой.

Захваливая ребенка, мы приучаем его к похвале, и ребенок может работать ради нее, а она в его дальнейшей жизни будет далеко не всегда. Ребенок, который свободен в своей деятельности по построению самого себя, получает колоссальное удовлетворение от процесса деятельности и в похвале не нуждается. Бывали частые случаи, когда дети в таком состоянии удовлетворения отказывались от конфет;

Установите ограничения и запреты; их не должно быть много, но они необходимы. Во-первых, их нужно просто и понятно довести до сведения ребенка, и, во-вторых, они должны четко соблюдаться.

Правила тоже должны быть установлены; они помогают упорядочить жизнь ребенка, дают ясность понимания в вопросах социальных и моральных. Их можно для лучшего запоминания сформулировать в стихотворной форме, как в группе Монтессори: «Если коврик на пути, коврик нужно обойти» (имеется в виду коврик другого работающего ребенка).

Ограничения и запреты должны касаться опасностей для жизни и здоровья, в том числе психического (например, некоторые мультфильмы или телепередачи). В Америке при приеме в Монтессори-садики с родителями может заключаться договор, например, об ограничении просмотра телепередач, и если родители не соглашаются – ребенка в группу не принимают.

Ограничения и запреты имеют место, если это касается свободы другого человека, в том числе маленького, по принципу: «Свобода твоего кулака заканчивается там, где начинается свобода моего носа». Это очень важный принцип, который необходимо усвоить с детства.

Другие правила и запреты, как-то: переход улицы за руку, игра в мяч возле проезжей части, покупка сладостей и др. – все это нужно доводить до сведения ребенка простым, понятным языком, твердо, в уважительной форме.

Подготовка развивающей среды

Среда не менее важна, чем учитель: она есть то, что направляет энергию ребенка к определенному материалу, который будет обучать его. Это называется аутообучением.

Модель Монтессори-педагогики

схема учитель, ребенок, подготовленная среда

Модель Монтессори-педагогики сводится к следующему:

Основа работы учителя над средой – любовное внимание к ее обеспечению.

При создании развивающей среды необходимо учитывать следующее:

Необходимо создать безопасную защищенную среду, в которой ребенок будет получать питание для развития своего ума и чувств. Когда мы даем ребенку все необходимое, когда он чувствует себя в безопасности, он учится сосредотачиваться в развивающей среде. В организации развивающей среды мы должны помочь самому ребенку научиться уважать порядок и способствовать его поддержанию. Руководствуйтесь словами св. Августина: «Служите порядку, и порядок будет служить вам».

Помните, что родители – это власть, которая действует в любви и мягкости: ребенок интересуется карандашом – обеспечьте его бумагой; что-то рассматривает на стене – не лишайте его этой возможности, пока ему это интересно.

«Наблюдайте и ждите», – ответила Монтессори, когда ее попросили кратко изложить суть своего метода.

Домашние занятия с детьми от 1 года до 3 лет

Монтессори-педагогика в нашей стране развивается, к сожалению, очень медленно в силу разных причин, в том числе экономических. Поэтому чем раньше вы возьмете в свои руки развитие и воспитание ваших малышей, тем больше пользы вы им принесете, не упустив ценные периоды особой восприимчивости и чувствительности к определенным видам деятельности – сенситивные периоды. Тем большую услугу вы им окажете, заложив фундамент креативной, способной в дальнейшем реализоваться, успешной и счастливой личности.

Как доказала Мария Монтессори, умения и навыки, приобретенные вовремя и в соответствии с потребностями развития ребенка, наиболее эффективно развивают не только его интеллект, но и ценнейшие человеческие качества. А неудовлетворение потребностей этого возраста зачастую приводит к психологическим проблемам, в частности к неспособности концентрироваться. От этого страдает даже физическое здоровье ребенка, так как оно напрямую зависит от душевного; об этом знают психологи. Если ребенок лишен развивающей деятельности, он будет ограничен в достижении своего высшего личностного потенциала.

При отсутствии возможностей для развития чувствительности ребенок не получит достаточно стимулов для развития интеллекта, и в дальнейшем ему будет трудно оценить всё богатство жизни, а недостаточное развитие мелкой моторики замедлит развитие его мозга и речи.

Чем раньше вы начнете, тем лучше. Ребенок привыкает работать, его жизнь и деятельность становятся все менее хаотичными, все более осмысленными, он чувствует, что ему нужно, и может с интересом этим заниматься. Надо настойчиво предлагать, не заставляя и не «соблазняя» ребенка материалом, наблюдать за ним, пытаясь понять, в каком сенситивном периоде он сейчас находится.

Родителям знаком возглас малыша: «Я сам!» Ребенок хочет что-то сделать сам, чему-то научиться, освоить какое-то умение или навык, которые будут необходимы ему в будущем, но он нуждается в помощи взрослых. И мы должны с терпением и пониманием дать ребенку возможность стать независимым. Малыш счастлив, когда он имеет возможность свободно двигаться в окружающем пространстве и работать своими руками. Всякий раз, когда мы делаем за ребенка то, что он может сделать сам, мы тормозим его развитие, можем испортить характер.

В первую очередь важно понимание того, что происходит с ребенком и что ему в данный момент нужно. Поэтому я призываю вас учиться и учиться.

Узнав о сенситивных периодах, нужно стать наблюдателем; понять, с какими уроками ваш ребенок способен работать, сохраняя живой интерес. Зная стадии его развития, наблюдая за его деятельностью, вы можете, подготовив окружающую среду, понять и удовлетворить его индивидуальную потребность.

Важно не вмешиваться в процесс самостоятельного обучения ребенка. Вначале вы можете выбрать урок, который, по вашему мнению, соответствует способностям ребенка, или указать ему несколько уроков на полке, назвать их и попросить ребенка выбрать один. Покажите, как осторожно перенести его на стол или рабочий коврик, и затем сядьте справа от малыша. При занятиях с ребенком важен зрительный контакт, поэтому нужно принять такое положение (сесть на стульчик, опуститься на корточки или колени), чтобы ваши глаза и глаза ребенка оказались примерно на одном уровне.

Материалы сами по себе не «научат» ребенка. Вначале необходимо дать презентацию урока, для того чтобы помочь малышу правильно использовать материал. Работу с материалом надо показывать очень медленными и точными движениями, чтобы ребенок смог проанализировать процесс.

Одно из условий: не давать ребенку материал прежде, чем показана работа с ним. Поэтому вы должны решить, где его расположить. Например, показанный не однажды материал можно поместить на полку, доступную для ребенка, приучая брать его, а после работы возвращать в исходное положение и ставить на место. Не нужно хранить там сразу все материалы, которые могут подходить ребенку; лучше менять их время от времени, по необходимости. Расположите вместе материалы для сходных целей или согласно развиваемым навыкам, слева направо, от легкого к сложному.

Не огорчайтесь, если у вас нет детской комнаты. Ребенок займет небольшое место для работы на полу, на коврике, который после занятий убирается, или на маленьком столике со стульчиком, плюс небольшие полки для материалов, можно в шкафу. Если есть возможность, выделите место на кухне или в ванной комнате для занятий с водой.

Так как для многих уроков используются очень мелкие или нежные предметы (фасоль, бусины, стеклянные флаконы и т. п.), важно, чтобы они были вне досягаемости ребенка, как и те материалы, с которыми еще не был показан урок. Их нужно хранить на верхних полках и помещать на нижние во время занятий.

Уроки по развитию ваших малышей, в зависимости от возраста, желания ребенка или выбранной им работы, можно проводить на детском или небольшом журнальном столике, на коврике размером примерно 90х60 см. Малышам от 1 года до 2 лет будет удобно работать на коврике из хлопка, который можно купить или сделать самим, но желательно, чтобы он не был броским, пестрым, с отвлекающими изображениями и рабочий материал не потерялся на его фоне. Коврик не должен быть пушистым и иметь ярко выраженную фактуру. Тогда на нем нетрудно будет построить, например, пирамиду или заняться работой с конструктором. Для детей до 2 лет удобно использовать коврик-циновку, который можно не сворачивать.

На рабочем месте при любой работе – подборе пар, сортировке, строительстве чего-либо и т. д. – должен быть порядок. Если вы что-то построили из конструктора, аккуратно разберите и сложите; не показывайте, например, как одним махом можно все разрушить.

В свое время Монтессори, поняв потребности детей в двигательной активности и независимости, с великой мудростью и уважением к ним разработала с научной точностью много материалов и уроков для удовлетворения нужд ребенка. Эту научно обоснованную развивающую среду вы можете увидеть в детских садах, работающих по системе Монтессори, или в Интернете. Но что-то для детей раннего возраста (до 3–4 лет) можно сделать самим в домашних условиях или недорого купить.

Традиционные уроки и материалы были разработаны для детей в возрасте от 2,5–3 до 6 лет. Наши уроки, которые предложены на видео материале, прилагающемся к брошюре, приспособлены для домашних занятий c малышами примерно от 1 года до 3 лет, а материалы созданы своими руками. Эксперименты с целью упрощения и адаптации в группе младенцев и начинающих ходить детей проводились, например, в яслях Монтессори «Интернешенел» и получили хорошие результаты.

В продаже есть материалы, разработанные и для детей до 3 лет. Их можно купить для домашних яслей или развивающих групп. Если вы занимаетесь с ребенком дома сами и у вас есть возможность купить их для создания развивающей среды (а они достаточно дорогие), ребенок может заинтересоваться не всеми материалами и вы напрасно потратите деньги. Но если вы почувствуете направление его интересов, имеет смысл купить 3–4 материала. Кстати, ими можно обмениваться, если заинтересуются дети ваших знакомых, или, объединившись, создать развивающую среду для нескольких малышей (конечно, если у кого-то для этого найдется место).

Презентация урока дается тогда, когда у ребенка появился интерес к материалу. До этого необходимо поработать с ним самостоятельно. Когда вы усвоите, как нужно проводить презентацию (медленные, почти как в пантомиме, простые логичные движения, короткие паузы для изоляции движений, работа в большинстве случаев слева направо), вам будет легко проводить такие презентации в дальнейшем. Так же легко и просто вы сможете показать ребенку любую другую работу: с конструктором, развивающей игрой и т. д.

От ребенка не надо требовать повторить все точно, если он не захочет сам, пока он использует материал правильно, а не бросает его или пытается повредить (колотит им, например). Вы можете вновь показать ребенку работу в течение урока, и делать это до тех пор, пока он не запомнит некоторые элементы презентации.

Лучше, если вы будете проводить урок в тишине, без лишних слов. Когда внимание ребенка блуждает, несколько произнесенных слов, как правило, могут вернуть его внимание к работе. Даже годовалый ребенок будет наблюдать за вами, если знает, что наступит его очередь работы с удивительным новым материалом.

Материалы из развивающей Монтессори-среды являются предметами-стимулами. Скорость, с которой происходит развитие ребенка, может быть неограниченной, если наше родительское невежество ее не сдерживает, если используются правильные стимулы. Когда вы будете знать периоды и циклы развития своего ребенка, то не дадите ему преждевременных уроков или тех, которые ему будут скучны. Ошибки не в счет, это норма развития не только детей, но и взрослых. И в их совершении нам полезно признаваться, ребенку в том числе.

Все Монтессори-материалы, как правило, имеют контроль ошибок, который дает ребенку возможность увидеть и впоследствии корректировать собственные ошибки. В созданных своими руками материалах такой контроль тоже желательно предусмотреть.

Когда работа по развитию предлагается вовремя и грамотно, дети обычно предпочитают ее игрушкам, которых, как правило, изобилие и которые зачастую интересуют их мало или совсем не интересуют, а может быть, сложны для них.

Материалы для занятий желательно приготовить не игрушечные, а настоящие – это одно из правил создания развивающей среды (например, бьющиеся керамические чашки). Это предметы, которыми взрослые пользуются в обиходе, но с которыми ребенку будет удобно обращаться, соизмеримые с размерами его тела (рук, например). В обычной жизни малыш постоянно наблюдает, как ими пользуются его родители, но далеко не всегда ему позволяют их брать, а тем более работать с ними. Ребенку же для развития важно иметь возможность трогать окружающие его предметы.

Наша цель как учителей – не только помочь ребенку освоить навыки и умения, но влить в него уверенность в себе, способность что-то сделать, решить свои собственные проблемы. Это основа его успеха в будущем. Важно не вызывать у ребенка чувство осуждаемости, нужно запомнить: вы помощник, а не контролер. Монтессори была убеждена: учитель не должен говорить ребенку, что он не прав, но мысленно отметить для себя погрешность и повторить презентацию в другое время. Или же, сказав ребенку: «Можно я повторю?», показать снова правильный способ выполнить урок.

Все это требует огромного терпения. Родитель-учитель должен быть готов к тому, что ребенок все развалит или устроит беспорядок. Вы можете, если это необходимо, предложить помощь, не лишая ребенка возможности убрать самому, или же попросить помочь вам и показать, как это сделать. По окончании работы ребенка учат возвращать материал, скатывать учебный коврик и ставить его на место. Малыша важно утвердить в чувствах, что у всего есть свое установленное место, в том числе для хранения каждого учебного материала.

Ребенка побуждают, от него ожидают, что он положит работу на место, до того как возьмет материал для следующего урока с доступной для него полки. Большинство детей с удовольствием так и делают, зная, что потом они смогут выбрать другой урок. Ребенок впитывает пример учителя, его точные движения, его концентрацию и то, как он возвращает материал на полку. Возраст 12–16 месяцев – лучший для приучения ребенка к режиму, к хорошей привычке возвращать материал на полку или забирать его оттуда. Возможно, ему нужно помочь рукой.

Ребенку нужен порядок и режим. Это помогает ему чувствовать уверенность и безопасность, внутренне планировать свой так называемый «рабочий период». Утро между 9 и 12 часами является наиболее подходящим временим для этого.

Если в начале обучения ребенок не возвращает материал на место, вы можете воодушевить его сделать это, но вначале не настаивайте. Сообщите, что вы собираетесь вернуть работу на место, и предложите, чтобы в следующий раз он сделал это сам. Затем вы, сияя радостью, кладете материал на место.

Если ребенок все же не возвращает работу на место, хотя вы побуждали его к этому неоднократно, возможно, вам нужно будет потребовать, чтобы он сначала вернул материал на полку, прежде чем взять другой. Вы можете предложить ребенку помочь нести его, если это необходимо.

Обучая ребенка с самого раннего возраста с радостью и энтузиазмом, вы получите драгоценную возможность воспитать в нем любовь к обучению.

Изучив циклы и потребности развития вашего ребенка, не надо ждать или искать того, кто начал бы заниматься его развитием. Главное – не упустить периоды особой чувствительности и восприимчивости, успеть привить малышу навыки, необходимые в дальнейшей жизни, быстро, легко и комфортно. Кроме того, это наиболее эффективно разовьет его мозг. Не зная этого, упустив эти периоды, обучать ребенка приходиться с большими трудностями, долго и часто безуспешно.

Благодаря простым, но грамотно проведенным занятиям вы научите ребенка обращаться с предметами домашнего обихода, сравнивать, распределять, сортировать и т. д. В свою очередь это упорядочит его мышление, будет тренировать координацию движений, способствовать поляризации и концентрации внимания. Со временим за всем этим начнет проявляться спонтанно развивающаяся логика его мышления.

Каждое из предложенных на видеозаписи занятий развивает крупную или мелкую моторику, координацию движений, утончает, т. е. делает более тонкими, чувствительными, зрение, слух, обоняние и осязание.

В завершение приведу слова Марии Монтессори о периодах особой восприимчивости и обучаемости: «Разум человека не появляется на пустом месте. Он строится на фундаменте, который ребенок закладывает во время своих сенситивных периодов». Заметьте, не мы закладываем, родители и воспитатели, а сам ребенок.

Заключение

Надеяться на то, что Монтессори-педагогика в ближайшее время получит широкое развитие в нашей стране, не приходится. Но дети растут быстро, безвозвратно уходит драгоценное время их особой восприимчивости, легкой обучаемости, и мы, родители, узнав об этих периодах развития, грамотно общаясь со своими детьми, могли бы многое дать им. Помощь в этом вам могут оказать некоторые простые материалы, созданные своими руками, серия книжечек издательского дома «Карапуз»: «Домашняя школа Монтессори», книги «Практическая Монтессори-педагогика» и «Уроки на корточках» Елены Хилтунен, «Чудо Монтессори» Елены Тимошенко, а также другие издания по практической Монтессори-педагогике.

Решив заняться этой педагогикой в домашних условиях, не надо ставить цель создать как можно больше материалов, осуществить как можно больше идей: это невозможно дома, да и не нужно. Кроме того, ребенок может не заинтересоваться каким-то из материалов, и у вас возникнет риск нажима или «соблазнения» его этим материалом, а это не годится. Материал можно предлагать настойчиво, но без давления и уговоров.

В развивающей среде, существующей в садиках Монтессори, есть свобода выбора. Но даже при небольшом наборе материалов, который вы при желании сделаете или купите и будете грамотно общаться с ребенком, вы как минимум не создадите ему психологических проблем своей чрезмерной заботой, контролем или запретом того, к чему он тянется. А как максимум – вдохновите его на исследование мира, заложите фундамент неконфликтной, креативной и успешной личности, в чем так нуждается наше общество.

Дети растут быстро; еще быстрее проходят периоды их легкой обучаемости, особой восприимчивости к определенным видам деятельности. Родители эти периоды зачастую упускают, поэтому в дальнейшем ребенка приходится обучать долго, трудно, а иногда и безуспешно.

Зная о потребностях этих периодов, важно дать детям необходимое, помочь им достичь собственного максимального потенциала развития легко, быстро и комфортно.

В помощь родителям, как приложение к данной брошюре, я записала видеоматериал, который можно найти в интернете по адресу, указанному на обложке.

Эти занятия являются простыми уроками в духе системы Марии Монтессори. Освоив их, вы окажете своим малышам большую услугу, удовлетворив насущные потребности их развития.

Занятия рассчитаны на детей возраста примерно от 1 года до 3-х лет, их могут проводить родители со своими малышами.

Успехов вам в таком важнейшем деле, как помощь вашим детям в их развитии!



С уважением,

Инна Кикель

li counter