Осознанное родительство
Как построить с нашими детьми отношения, на основе прочной привязанности, которые будут служить им надежной поддержкой на протяжении всей жизни? Как жить настоящим моментом, чтобы поддерживать равновесие, которое, как ничто другое, подвергают испытанию родительские обязанности? Попробуем разобраться с этим, начать путешествие к миру, покою, радости и личной трансформации, что скрыты в повседневных обязанностях родителей. Я попробую дать инструменты, которые помогут вам воспитывать детей осознанно, выбирать способ реагирования и действовать гибко, а не под влиянием разочарования, раздражения или страха, - ваших бессознательных реакций.
О важности задач родителей можно судить по словам Марии Монтессори, известного педагога-мыслителя и ученого, вошедшей в четверку выдающихся педагогов, повлиявших на педагогическое мышление 20-го века: «Детство – это очень важный период, если мы хотим привить людям новый образ мыслей, действительно стремимся улучшить условия жизни людей, поднять уровень их культуры, то ребенок поможет нам достичь этой цели. Ребенок может изменить облик человечества, поскольку сам же его и создает».
Сейчас психологи пишут о том, что одна из самых больших проблем в отношениях детей и родителей – это непонимание родителями потребностей развития ребенка, а отсюда нарушения развития его личности и здоровья. О том же писала 100 лет назад Мария Монтессори, и за это время мало что изменилось.
Сейчас, когда многие родители начинают активно развивать ребенка «вкладывать в него», требовать и ждать результата, - они идут против естественных задач развития ребенка. Это обедняет его, ухудшая его учебу в будущем. Нейропсихологи считают, что интенсивное одностороннее развитие, как правило, интеллекта, вредит нервно-психическому потенциалу ребенка, может привести к невосполнимым потерям. Родителям важно это знать и сдерживать это неуемное развитие, чтобы сохранить в ребенке то ценное, что заложено природой, а именно:
- способность к развитию, креативность, т. е. созидательные, творческие способности;
- психологическое здоровье.
Сегодня не только родителям, но и детям сложно. В недавнем прошлом дети проводили свое время иначе, они не торопились. Многие взрослые помнят свое беззаботное детство: бесцельное катание на велосипеде, игры на улице до темноты, исследование окружающего мира. У большинства современных детей такой возможности нет, эта потребность не удовлетворяется. Нет возможности исследования окружающего мира, бесцельности и беззаботности. Детство - очень короткая пора, и в это время, младшее поколение должно изучать мир, учиться ладить с людьми, открывать в себе таланты: лазить по деревьям, танцевать, музицировать… и вообще - приятно проводить время. Люди приходят в этот мир радоваться жизни, а не продираться через ее дебри.
Вместо этого, дети несут тяготы мира на своих плечах. Их заставляют отлично учиться в школе, добиваться успехов после уроков. Они поддерживают сложные взаимоотношения со сверстниками, соревнуются за место в престижном колледже или за хорошую работу в будущем. Мы, родители, зная, как нам кажется, путь к успеху, указываем и советуем, развиваем достоинства и подавляем недостатки. Направляем, поправляем, приучаем. В нашей стране мы уже получаем первые результаты такого неуемного развития, получаем процент подростков, которые впадают в апатию и нежелание что – либо делать. Попробуем разобраться, что происходит?
Что происходит, например, в Америке? ( А тенденции здесь общие, - это очевидно). По американским источникам каждый десятый десятиклассник и восьмой одиннадцатиклассник нелегально принимают лекарственные препараты, которые повышают работоспособность («таблетки для памяти»). Большинство подростков спят как минимум на два часа меньше, чем это необходимо в их возрасте. В результате стресса 30% подростков чувствуют утомление, угнетение и уныние, треть - жалуются, что от перенапряжения им трудно сдержать слезы, 25% - жалуются на плохой аппетит. Часто, уже в этом возрасте, клиентами психологов становятся те, кто заливает горе и боль алкоголем. При стрессе выделяются химические вещества, которые тормозят развитие мозга, и пагубно влияют на организм подростка, и его здоровье в целом.
Последние 60 лет количество самоубийств, среди молодых людей, увеличилось: в возрасте 10-14 лет - на 50%., в возрасте от 15 до 24-х лет - в 2 раза среди женщин и в 4 раза среди мужчин. Цифры впечатляют, и я думаю, вы понимаете, что - то пошло не так. Попробуем разобраться.
Вы, понимаете, что для успешной будущей жизни ребенка важно охранять от травм его физическое тело. Но не менее важно охранять его душу. Чтобы знать, что охранять, надо знать то, что заложено в ребенка Богом, природой.
То о чем пишут современные психологи, о непонимании родителями потребностей развития ребенка, было написано 100 лет назад Марией Монтессори: «Дети – слабые человеческие существа, они не поняты, потребности их развития не удовлетворяются, и это таит в себе бездну непредвиденного зла». Более 100 лет назад, она, одна из первых, поняла как калечатся души детей, не получая развития. Писала о защите душевных сил ребенка. В свое время, она интуитивно пришла к тому, что сейчас подтверждают нейропсихологи научно. Монтессори создала систему, – целостный подход к развитию ребенка. Это не метод раннего развития, направленный, как правило, на развитие интеллекта.
Человек – это не только интеллект. Если он, интеллект, не сбалансирован другими важными человеческими качествами, то наносит много вреда, как самому человеку, так и обществу. Личность развитого человека, помимо интеллекта включает следующие аспекты: характер, который проявляется через волю, внимание (концентрацию внимания), терпение, постоянство; развитые эмоции (способность чувствовать и наслаждаться красотой этого мира), воображение (способность к творчеству); развитое моральное чувство (недаром преступников и им подобных раньше называли моральными уродами). Современная педагогика, к сожалению, дает только интеллектуальные знания, здесь нет программы развития и среды развития для раннего возраста, ориентированных на потребности развития души ребенка. Это искусственно понижает способности человека.
Часто мы, родители, тоже искусственно понижаем способности своего ребенка, не зная его потребностей и вводя его в стресс. Сами наносим ему психологические травмы, например, травмы привязанности, - потребности в любви, когда понимаем эту любовь по-своему, заменяя ее заботой. Потребности ребенка, не всегда, совпадают с нашими представлениями о том, что ему нужно. Поэтому важно привести в соответствие наши представления с базовыми насущными потребностями самого ребенка. Не зная, например, потребностей развития раннего периода, родители все чаще и раньше вытаскивают детей из осознанности в мышление, покупая им, например, планшеты. В то время, когда они должны проходить другие периоды, назначенные им природой.
Сейчас методы раннего развития обучения чтению, интеллектуального развития, превращены в бренды. Родителям внушают, что в ребенка нужно вложить сейчас, иначе будет поздно. Да, важные периоды для его развития можно упустить, но здесь есть и опасность, в этом «вкладывании», которое идет, зачастую, против естественных задач развития ребенка. «Воспитывать – это значит дать возможность развития» - считает М. Монтессори и другие выдающиеся педагоги. Задача родителей - обеспечить эту возможность. Дети растут и развиваются, не потому что мы их развиваем, тянем за уши. Это -их природа, в них это заложено. Поэтому важно почувствовать, где выбор самого ребенка. Для того, чтобы ребенок хотел все знать, не нужны специальные методики, ему должно быть просто интересно, и не страшно. Не страшно – это когда хорошо с родителями, когда они любят, когда они рядом, когда ты для них хороший.
Если ребенок боится разочаровать родителей, они его не понимают, он одинок, развиваться он не может, все силы его психики уходят на преодоления тревоги по этому поводу. Вместо того, чтобы почитать ему сказку, поиграть в то, что он сам захочет, сделать что-то вместе, испечь пирог, например, его сажают перед собой и «приступают к занятиям», непрерывно таскают по развивающим кружкам, возлагают на него большие надежды, чем могут не только отбить желание учиться, но и создать психологические проблемы. Бессознательно ребенок может решить, что он сам не так уж нужен, важны его успехи, результаты, а его желания и потребности не важны. А значит, его не любят. Это травмирует его психику, так как не удовлетворяется его базовая потребность в любви.
Известный психолог Людмила Петрановская считает, что сейчас нет смысла ориентировать ребенка на профессии, которые через 5 - 10 лет могут исчезнуть (какие – мы не знаем). Важно вырастить ребенка психологически здоровым, дать ему хорошее базовое образование, и дать возможность попробовать себя в разных профессиях, - найти себя, а потом, при желании, можно продолжить образование в этом направлении. Какой смысл имеет блестящее образование, если молодой человек впадет в депрессию или тревожность? Важнее, чтобы человек был психологически здоров и мог приспосабливаться к быстро меняющемуся миру.
Для гармоничного развития важно учитывать базовые данные вашего ребенка. Например, для психики интроверта, иногда, опасно работать на должности, где нужно много общаться и взаимодействовать с людьми. Не портите психику себе и своим детям – отправьте ребенка туда, где он будет учиться согласно своей внутренней природе. У родителей есть обязанность сохранять и помогать развитию того, что в ребенке заложено природой, оберегать его уникальные способности.
Человек счастлив, когда осуществляет свою миссию, свое предназначение. О нем говорят, - человек на своем месте. Тогда и сам он счастлив, и плоды его деятельности, приносят другим людям благо. Человек при этом получает еще и моральное удовлетворение. Удовольствие и удовлетворение – это разные вещи. Психолог Игорь Лузин рассказывает об одном очень богатом, но глубоко несчастном человеке, который не смог осуществить свою детскую мечту: стать учителем биологии. Мы также не вырастим счастливого успешного человека, вырастив эгоиста – потребителя, который ни к чему не стремится, или ненасытно стремиться к финансовому успеху. Деньги в будущем могут приходить, а вот счастье – нет. Эгоист не может стать гармоничным, т. к. не может отдавать и проявлять щедрость. Отдающему же, осознанному человеку дается совершенно другой уровень творческих открытий. Отдавая, он получает возможность наилучшим образом реализовать свои способности. Одна из черт зрелого человека – способность отдавать. Психологически незрелый остается на стадии ребенка, для которого брать – это норма.
Сейчас актуальна защита детей как от пагубного влияния родительского невежества, так же от негативного влияния этого мира. Сегодня очень мощные силы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок вырос развратным, тупым и эгоистичным потребителем. Для любого здравомыслящего человека очевидно, что ненасытные мировые корпорации неимоверно богатеют на человеческих пороках. Поэтому целенаправленно размываются ценности, расшатываются основы и базовые понятия, чтобы люди потеряли ориентиры, были управляемы, а их сознанием можно было манипулировать.
Многие наши успехи и неудачи закладываются в возрасте до 5 - 7 лет, а в последние годы доказано учеными, что даже - внутриутробно. Дети копируют наш образ жизни, бессознательно впитывают наши жизненные установки, наши клише мышления, наши психологические проблемы. Если родители говорят правильные слова, но ведут себя неправильно, то дети будут копировать их поведение. От родителей передаются также ментальные привычки: жадность, гневливость, зависть и т.д. Мы оказываем значительное влияние на представления наших детей о самом важном в жизни, поэтому, нам важно осознавать собственные ценности.
Почему часто методы воспитания не работают или остаются бессознательными? Есть две причины:
- отсутствие знаний у родителей, которое нарушает нормального равновесия между старыми авторитарными способами воспитания и современными методами (например, с ребенком - на равных, или вседозволенность). Часто родители не могут установить баланс между полным отсутствием порядка и чрезмерной упорядоченностью жизни. Они не осознают как важно и нужно детям, чтобы на семейном судне был Капитан.
- отсутствие разумного воспитания из-за неосознанности родителей, неспособности к самосознанию, неумение «полностью присутствовать», быть здесь и сейчас.
А что важнее всего и, часто является основной причиной дисбаланса в семье, это:
Психологически грамотными важно быть и мамам и папам. Для женщин это особенно важно: т.к. первые годы жизни связь ребенка с матерью особенно сильная. Поэтому успешное воспитание детей начинается с родителей, с их осознанности, с их развития. Осознанность необходимо воспитывать и в детях. Во всем мире, есть школьники, которые занимаются по программе осознанности. У них впечатляющие результаты. Америке это стали делать в некоторых продвинутых семьях, школах, больницах. В нашей стране это тоже становится трендом, но пока среди людей, как правило, занимающихся личностным ростом или духовным развитием. Родителям самим важно понять, что такое осознанность, стать самим достаточно осознанными, успокоить свой ум, и воспитывать это в детях. Беспокойный ум будет мешать раскрытию талантов. Хорошие успешные идеи, способы реализации своего потенциал гораздо вероятней будут рождаться в спокойном уме.
Для этого хорошо подойдут уроки тишины, - изобретение гениальной Марии Монтессори, упражнения на развитие внимания и концентрации. Для успокоения ума полезно приучать детей следить за дыханием. Если ребенка не учат быть здесь и сейчас, не учат, что счастье находится внутри, он будет искать его вовне: в развлечениях, вечеринках, внимании противоположенного пола. Все это приводит к нацеленности на отсутствие нагрузок и легкие удовольствия, т. е. к зависимости от положительных эмоций. Но такой потребительский подход портит душу, зачастую, приводит к пустоте, а в дальнейшем, к жизни на антидепрессантах.
Чтобы быть достаточно осознанным, поддерживать равновесие, выполняя нелегкие родительские обязанности, как правило, не нужно больше времени. Нужно другое качество времени. Кому – то, возможно, нужно заменить чрезмерную заботу, контроль и опеку, осознанностью.
Дети, зачастую, более осознанны, чем взрослые, они живут в другом темпе, в другой реальности, что часто мешает взаимопониманию с ними. Отключившись же от своих представлений, умственных концепций, родители начинают видеть и чувствовать своих детей, жить с ними как бы «на одной волне», возникает небывалое взаимопонимание.
Осознанное воспитание поможет узнать, какими радостными, познавательными и полными любви могут быть родительские обязанности. Через осознанность можно научиться любви. Мы можем научиться, не терпеть, а наслаждаться каждым моментом повседневной жизни – сменой памперсов, чтением сказок, уборкой после шумных игр ребенка. Осознанность - это взаимосвязь и тонкая настройка на ребенка. Став осознанными, мы окажем неоценимую услугу своему ребенку.
Воспитывая детей в «полуприсутствующем» состоянии, мы сами себе выписываем «рецепт» на проблемы. Любой ребенок нуждается в признании, заботе и ласке своих родителей. Если ребенок чувствует, что мы искренни наполовину, он будет делать все, чтобы привлечь наше внимание целиком и полностью через истерики, агрессию или непослушание. Он должен знать, что им восхищаются таким, какой он есть. Дети глубоко страдают, если чувствуют, что разочаровывают тех, кого любят больше всего - своих родителей. Если ребенок в стрессе, а родители еще и ругают его, что само по себе стресс для ребенка, у него блокируются определенные доли мозга, и он не может их понять.
Рано или поздно, у родителей могут наступить трудные времена. Отношения с ребенком могут усложниться, если у него трудный характер или непомерные запросы. И в этот период особенно важна степень нашей осознанности. Приходя в этот мир, мы не покупаем лотерейный билет на внутреннее благополучие. Это, прежде всего, - наша работа. Неосознанным родителям, которые не установили гармонию с собой, почти невозможно установить ее во взаимоотношениях, в том числе в семье, воспитать успешного гармоничного человека. Грамотность тоже мало что дает, без работы над собой. Все ваши усилия и благие намерения могут быть полностью перечеркнуты бессознательностью и автоматизмом ваших реакций в тот момент, когда вы устали или в силу собственных психологических проблем. Если нет осознанности, то ваше отношение к ребенку, а также к остальным людям зависит от сиюминутного настроения. Вами управляют обычные психические или эмоциональные реакции, привычки и убеждения, а также бессознательные представления, полученные от родителей или культурной среды, в которой вы росли. Многие из этих привычек уходят корнями в далекое прошлое. Придя к осознанию, вы начинаете распознавать свои психические, эмоциональные и поведенческие привычки, и больше не станете идти на поводу у автоматических реакций, у вас появляется выбор, как реагировать на ребенка. И что важнее, вы не будите передавать эти привычки дальше своим детям.
Отчужденность ребенка и его родителей пока еще остается нормой, но времена меняются. Все большее число пап и мам приходят к осознанию этого. Они учатся преодолевать укоренившиеся привычки, менять стиль мышления и формировать взаимоотношения с ребенком на более глубоком уровне. Когда осознанности нет, ваши отношения строятся на умственных концепциях и эмоциях и не затрагивают более глубокие уровни бытия. На уровне интуиции ребенок чувствует, что отсутствует что – то жизненно важное, даже если вы все делаете правильно. Нет самого главного, нет глубокой, тесной связи с ним, что вы не всегда «здесь», не всегда с ним, не всегда полностью осознаете происходящее. Ребенок почувствует, и бессознательно придет к выводу, что вы скрываете от него это важное. Что часто вызывает у него такие эмоции, как раздражение, негодование или страх.
Это может иметь разные проявления, или оставаться глубоко скрытым до подросткового периода, может перерасти в тревожность, большие сложности во взаимоотношениях. Если ваши отношения с детьми искренние и осознанные, то они будут обращаться за советом и поддержкой к вам, а не к своим друзьям. Ведь дети, которые ощущают любовь, присмотр и заботу, естественно стараются выполнять пожелания родителей. Это заложено в человеческой природе – доверять человеку, с которым установлена прочная связь. Мы всегда склонны слушать того, с кем у нас хорошие отношения.
Мы все хотим быть счастливыми, и своим детям также желаем счастья. Счастье - это гармоничное состояние. Но что еще делает людей здоровыми и счастливыми? Как оказалось не деньги. 75 лет проводилось гарвардское исследование по развитию взрослых. Ученые выяснили: счастливее и здоровее людей делают хорошие отношения. Теплые отношения служат для нас неким буфером, защищающим нас от ударов судьбы, от превращения в немощных стариков, они помогают преодолеть стресс.
Отношения - это работа всей жизни. Если правильно выстроить отношения с детьми, они дадут нам большое счастье. Здоровые отношения начинают формироваться с рождения, и если все нормально, то с 6-ти лет, и позже, мы создаем прочную основу привязанности. Мы слышим ребенка, обеспечиваем ему спокойную и уверенную поддержку в качестве Капитана корабля, несмотря на шторм, с которым он сталкивается в жизни. Близкие искренние отношения с любимыми людьми поддерживают ребенка. Прочная привязанность дает детям огромное преимущество в борьбе со стрессами, - они намного лучше с ними справляются.
Есть исследование, согласно которому алкогольная или наркотическая зависимость, развивается в результате не столько химических процессов, сколько в результате нарушения взаимоотношений. Например, чтобы эффективно лечить алкоголика, нужно лечить взаимоотношения в семье, работать с семьей. Противоположностью зависимости является не трезвость, а человеческие взаимоотношения.
Большой вклад в развитие стресса вносит изоляция или отсутствие взаимоотношений с окружающими. Ребенок выходит из школы и видит как мама или папа смотрят в свой смартфон. Раньше, например, в перерыве матча, сын, обсуждал с отцом игру, а теперь он ждет, пока отец проверит свою электронную почту. Младенец сосет бутылочку, пока мама набирает эсэмэс, в результате нарушается обмен эмоциями во время самого важного, близкого контакта. Мало того, если мама получает тревожное сообщение, ее напряжение передается ребенку, который ощущает его как стресс в отношениях с матерью, он это относит к себе. Поверхностная связь с целым миром не позволяет человеку быть осознанным, создать тесные отношения с близкими людьми, в том числе с самим собой. Присутствуя во время общения здесь и сейчас, а не в уме, находясь в отсутствии концепций, мы перестаем, наконец, слушать не слыша, смотреть не видя.
Тысячи возможностей рождаются вместе с нашими детьми, которые помогают нам решить свои незавершенные детские проблемы. Мы видим собственные, не очень желательные черты в ребенке, который, например, не спешит делать уроки. Мы приходим к глубокому пониманию, если имеем на то желание, что сами, точно также откладываем в сторону самые неприятные задания. Некоторые черты характера ребенка могут нас неприятно удивить, или даже потрясти до глубины души. Иногда мы как будто смотримся в зеркало, когда ребенок со взрывным характером впадает в истерику по любому поводу. Он показывает нам нас самих, когда мы, возможно, сегодня утром разозлились только потому, что не могли настоять на своем. Дети могут стать нашими лучшими учителями – так считают многие выдающиеся педагоги и психологи. Ребенок, помогает нам стать лучше и добрее или увидеть наши собственные раны, полученные в детстве. Воспитывая ребенка, мы получаем возможность, или вынуждены, расти и развиваться.
Каждый ребенок предоставляет возможность исследовать самые темные и пыльные углы вашего ума и сердца. Он создает именно те условия, которые учат нас, как избавиться от старых представлений и начать жить более полной жизнью. Желание иметь детей не значит, что мы должны забыть о своих естественных потребностях, желаниях и настроении. Родителям важно находить время и делать то, что нравится, иметь возможность отдохнуть, заняться любимым делом. Часто нам трудно принять плохое поведение ребенка, не потому что оно плохое, а просто мы сравниваем нашего реального ребенка из плоти и крови с его Парадным Портретом, который мы себе нарисовали. Мы испытываем разочарование, когда ребенок отличается от нашего представления о нем. Из-за этого несоответствия нам трудно осознанно и внимательно подходить к воспитанию.
Освободиться от Парадного Портрета – это перестать отталкивать от себя реальность. Когда мы спорим с реальностью, - мы проигрываем всегда. Если правда очень отличается от наших представлений, в этом заключена прекрасная возможность для нашего роста и развития. Когда мы упорствуем, не принимаем реальность, посылая туда энергию отрицания, мы усиливаем ее, не позволяем ситуации измениться, Люди в похожих и очень сложных ситуациях часто демонстрируют очень разное отношение к жизни. Сопротивляющиеся могут страдать долгие годы и обвинять Бога, бывшего супруга или своих родителей во всех бедах. Другие, согласились с тем, во что превратилась их жизнь, приобрели смирение, и радуются малейшим просветам во мраке. Сотни раз в день нам выпадает шанс подружиться с проблемами, а не скрежетать зубами и мужественно переносить их. Мы выбираем, как относиться к новой ситуации. Например, после безмятежной бездетной жизни родители могут утонуть в море детских потребностей. Для примирения с действительностью нужно оплакать свое прошлое и попрощаться с ним. Иначе вы как бы остаетесь в подвешенном состоянии, расставшись с прежней бездетной жизнью, и не принявши окончательно - нынешнюю.
Чтобы нам, родителям, расти и взрослеть, нужно уметь отпускать, а не ворчать на несоответствие реальности и иллюзии. Вызывает восхищение мудрость родителей, когда они освобождаются от привязанности к Парадному Портрету Жизни и принимают реальность, даже в очень сложных обстоятельствах, например, с тяжело больным ребенком. Можно возразить: «У них нет другого выбора». Но у всех и всегда есть выбор. Он в том, чтобы решить: буду ли я сопротивляться фактам и жить в горечи и разочаровании или же соберусь с духом и приму вещи такими, какие они есть? Конечно, это не значит, что нужно опустить руки и не попытаться изменить ситуацию. Это не призыв к пассивному восприятию жизни. Народная мудрость говорит: «То, чему вы сопротивляетесь, продолжает существовать».
Часто мы сопротивляемся реальности и не хотим видеть кто наш ребенок на самом деле, когда рассматриваем его как способ повысить собственную самооценку, или предстать перед окружающими в выгодном свете. Наше эго расцветает, когда хвалят успехи нашего ребенка. Нет ничего плохого, чтобы испытывать удовольствие от признания окружающими таланта вашего ребенка или его доброго характера. Но если ребенок нам нужен для определенной цели, например для повышения собственной самооценки, то мы раним его, поскольку ставим условия, даже негласно, при которых мы будем его любить и принимать. Дети очень тонко настроены на наши эмоции, они ждут от нас одобрения.
Когда вы принимаете ребенка таким, какой он есть, то видите в нем отдельное человеческое существо, со своими сильными и слабыми сторонами. Тогда мы можем принять его недостатки без боязни уронить себя в глазах тех, кто судит о нас на основании достижений наших детей. Так мы освобождаемся от власти эго и можем растить тех детей, которые нам достались, причем растить внимательно и осознанно.
Реальный взгляд на человека и ситуацию позволяет решать проблемы, с которыми сталкиваются наши дети, а не прятаться от них, опасаясь чувства вины или подавленности. И тогда мы поступаем разумно вместо того, чтобы бурно отреагировать на пугающие действия ребенка. Именно в сложных ситуациях мы растем и развиваемся. Наша спокойная реакция, - результат нашей практики осознанности, учит сказать правду, а не скрывать ее. И тогда мы внезапно обнаружим, что можем реагировать трезво, когда ребенок страдает, и не терять при этом собственную голову. Например, не купили ему то, что он хотел (при этом желательно разделить его чувства). Все эти моменты формируют в нас не только родителя, но и человеческую личность.
Важно иметь четкое представление о той действительности, которую нам хочется прожить. Когда мы отбрасываем иллюзию, смело встречаем реальность лицом к лицу, позволяем себе пережить то, что чувствуем, подвергаем сомнению сказку о том, что где – то трава зеленее, а дети покладистей, – именно тогда, мы можем погрузиться в реальную жизнь, и принять того ребенка, который нам достался.
Сегодня мы живем с уровнем комфорта, о котором раньше не могли и мечтать, а некоторые - в запредельной роскоши. При этом мы – самое нервное, недовольное жизнью поколение. В чем причина? Улучшив внешний мир, мы забыли усовершенствовать себя. Каждый из нас обладатель сложного, и в тоже время совершенного, внутреннего механизма, но мы не умеем им управлять. Зачастую, родители сами не знают законов тонкой реальности, которые управляют этим миром, не могут дать эти знания своим детям. Но, став более осознанными, дав эти навыки своим детям, они окажут им неоценимую услугу.
Сегодня осознанность особенно актуальна, как технология по достижению радости и благополучия, она доступна каждому, кто может это понять. Очень важный и актуальный аспект осознанности – это осознание своих чувств, и этому важно обучать ребенка, важно развивать его эмоциональный интеллект. Низкий эмоциональный интеллект (EQ), унаследованный в семье, впоследствии для ребенка становится источником негативных эмоций и первого плохого опыта, который может запечатлеться на всю дальнейшую жизнь. Известно, что люди с высоким ЕQ (в отличие от IQ, который у нас любят тестировать и развивать), менее конфликтны. Так как сейчас тема развития эмоционального интеллекта становится все более актуальной и активно обсуждается в обществе, то имеется возможность преобразовать низкий эмоциональный интеллект с помощью обучения родителей. Развитие эмоционального интеллекта - это тренд, вернее - насущная необходимость, так как здесь - причина всех конфликтов и войн, в том числе и в семье. К, счастью, все больше людей это понимают.
Наши чувства – это инструменты проявления нашей души в этом мире, ее способ развития. Заботится о собственной эмоциональной жизни также важно и нужно, как и о своем физическом и умственном развитии. Ребенок, придя в этот мир, проходит долгий путь эмоционального развития, - ему приходится учиться переживать, чувствовать и сочувствовать. Это очень важный процесс. В последнее время в научной и практической литературе больше все внимания обращается на так называемый эмоциональный интеллект или эмоциональную компетентность.
Эмоциональная компетентность это умение:
- осознавать и понимать свои эмоции;
- конструктивно их выражать;
- распознавать чувства другого;
- соизмерять свое поведение с чувствами и интересами партнера по общению. Будучи некомпетентными, или неосознанными мы невольно вносим лепту в море человеческих страданий, причиняя людям боль своей невнимательностью к их чувствам. Исследования показали, что от степени развития эмоционального интеллекта зависит общее благополучие человека – его успехи и продвижение на работе, удовлетворенность отношениями с другими людьми, счастье в семейной жизни.
Далеко не всегда родители знают, как заботиться об эмоциональной грамотности своих детей. В нашем рациональном мире главные ценности – это знания, логика, суждения, оценки. Мы заботимся, преимущественно, о том, чтобы дети учились и правильно вели себя. В случае же непослушания свое недовольство выражаем повышенным тоном, критикой, наказаниями. А стоящие за этим эмоции, - наши собственные и наших детей - остаются «за кадром».
Поэтому очень важно живое общение, где на передний план выступает эмоциональная сторона жизни – переживания, рассказы о них, выслушивание их, обмен ими. Чтобы наше общение способствовало нашему духовному и личностному росту, нам важно быть в это время осознанными. Практикуя осознанность в общении, улучшается наша способность к сосредоточению. Это помогает глубоко исследовать то, что в нас поднимается, в т. ч. наши чувства. Осознание чувственных ощущений приводит к тому, что чувства перестают управлять нами. А их глубокое исследование ведет, в конечном счете, к прозрению и пониманию, помогает нам освободиться от страха, отчаяния и страдания, прикоснуться к подлинной радости и покою.
Слышать, чувствовать себя – значит управлять собой. Существует такое понятие как «тепловая смерть чувств»: люди, боясь пережить боль, стремясь к позитиву, удовольствиям, отстраняются от эмоций или не хотят о них знать и их признавать, чем отрезают часть жизни, теряя возможность радоваться. Не осознавая своих негативных эмоций, люди перестают чувствовать и позитивные. В наше время все больше эффектов требуется, все более яркие цвета используются, чтобы воздействовать на нашу чувствительность.
И в заключении: чтобы гармонизировать отношения с нашими близкими, нашими детьми, с внешним миром, а также для сохранения и накопления душевных сил и энергии в процессе этих отношений, нужны знания, нужна осознанность. Родителям необходимо стать более осознанными, увеличить степень и частоту пребывания в состоянии осознанности. Для этого есть очень простые практики осознанности, не требующие почти затрат времени, нужны только понимание знание как это делается. И для этого мною разработан тренинг «Уроки осознанности с использованием системы Монтессори для взрослых».
Литература:
- Стиффельман С. «Осознанное родительство» - Изд. «Эксмо», 2018
- Толле Э. «Сила настоящего» - ООО Книжное изд-во «София», 2015
- Петрановская Л. «Большая книга про вас и вашего ребенка», кн.1 «Тайная опора» - Изд. АСТ, 2018
- Монтессори М. «Дети – другие», «Помоги мне это сделать самому» - Изд. дом «Карапуз», 2004